Русак-5354. Новый русский среднетоннажник/ КОММЕРЧЕСКИЕ АВТОМОБИЛИ

Давно российский автопром не баловал нас принципиально новыми среднетоннажными грузовиками! И вдруг в апреле на проходившей в московском «Крокус Экспо» выставке «КомТранс» нежданно-негаданно дебютировал ни на что не похожий автомобиль, причем не зарубежной или совместной, а чисто российской разработки! Нет, его сотворил не ГАЗ, ЗИЛ или КАМАЗ – на «лбу» кабины красуется до селе невиданная эмблема с изображением бегущего зайца. «Косой» здесь не с проста: грузовик получил название «Русак», созвучное с названием «Русской автомобильной компании», в недрах которой он был задуман, спроектирован и построен. Эта компания, расположенная в г. Богородск Нижегородской Области – одна из «дочек» многопрофильной Группы компаний «КОМ» (г. Набережные Челны). На автомобильном рынке данное объединение до последнего времени было известно исключительно как производитель редукторов и коробок отбора мощности.

Если взять в руки буклет с описанием «Русака», создается впечатление, что автомобиль разработан крупной автомобильной компанией. На его страницах – фотографии с различными типами кузовов, описание нескольких вариантов конструкции, а главное – таблица со всей производственной линейкой грузовиков, включающей 18 моделей! И каждой уже присвоен свой отраслевой индекс! Плюс указана дата запуска в серийное производство. Но пока все эти самосвалы, шасси, тягачи и внедорожники существуют только в чертежах. А «живьем» сегодня можно увидеть лишь одну машину – двухосный «Русак-5354».

Автомобиль полной массой 10 тонн может перевозить в кузове до 6 тонн грузов и буксировать 5-тонный прицеп. Ничего эти цифры не напоминают? Знающие люди мгновенно распознают в них технические характеристики знаменитого ЗИЛ-130, въехавшего в новый век под маркой ЗИЛ-433360. Действительно, в конструкции «Русака» есть комплектующие, которые сегодня идут на конвейер Завода имени Лихачева. Под его капотом – минский турбодизель Д-245.9 мощностью 136 л.с., с которым агрегатирована смоленская 5-ступенчатая синхронизированная коробка передач. Передняя ось и задний ведущий мост канашские. А вот дальше начинаются принципиальные отличия от «зиловского» грузовика.

Перво-наперво это кабина. У «Русака» она каркасно-панельного типа, изготовленная из стеклопластика. Но главное то, что установлена она над двигателем и значительно смещена вперед. Ведь сами разработчики позиционируют новый среднетоннажник прежде всего как машину для работы в условиях города, а именно, для подвоза товаров в крупные супермаркеты, для эвакуации автомобилей, для работы в роли «коммунальщика», дорожного уборщика или «пожарного». На стесненных, забитых автомобилями городских улицах таким грузовикам выступающий вперед «нос» капота вовсе ни к чему – он резко снижает маневренность, ухудшает обзорность. Так что вполне естественно, что создатели «Русака» от него отказались. Кроме того, благодаря использованию небольших колес (17,5 или 19,5 дюймов) и радиальных низкопрофильных шин высоту рамы автомобиля удалось снизить до 800 м, а погрузочную высоту бортовой платформы – до 1000 мм. Для сравнения: у ЗИЛ-433360 эти значения составляют, соответственно, 1080 и 1450 мм.

Есть в конструкции «Русака» и импортные комплектующие. Из наиболее значимых можно назвать тормозную систему Wabco и рулевое управление сербского завода «Первая пятилетка». Но это скорее исключение, чем правило – широкое применение распространенных отечественных автокомпонентов разработчики считают одним из главных козырей грузовика. Благодаря этому его можно починить в любом сервисном центре, занимающимся обслуживанием автомобилей стран СНГ. Именно поэтому «Русская автомобильная компания» пока не планирует создавать собственную сервисную сеть, рассчитывая на заключение договоров с уже существующими сервисами.

Помните, несколько лет назад Уральский автомоторный завод, ныне «АМУР», поразил посетителей Московского Мотор-шоу модификациями стандартных ЗИЛ-130 и ЗИЛ-130 с очень эффектными стеклопластиковыми кабинами, капотами и крыльями? Разрабатывала их компания «Буран Стайлинг» (г. Чкаловск). Так вот, ее же специалисты создали и кабину для «Русака»! Она трехместная, утепленная, с вполне современным интерьером и неожиданно низким уровнем пола (980 мм в снаряженном состоянии). Из оснащения стоит отметить включенный в число базового оборудования независимый воздушный отопитель, регулируемую как по углу наклона, так и по вылету рулевую колонку, анатомические сиденья и надоконную полку. В качестве опции в салоне возможно размещение одной спальной полки.

Передняя подвеска «Русака» рессорная, а вот задняя – зависимая пневматическая. И спереди, и сзади установлены стабилизаторы поперечной устойчивости. Тормозные механизмы барабанные, с АБС.

Особых преград на пути реализации своих планов разработчики «Русака» не видят: комплектующие давно освоены в производстве, конструкция грузовика проста и ремонтопригодна, внешность современная, а конкуренция на рынке среднетоннажников все же не столь сильна, как в легком или тяжелом классах. Добавим сюда «длинную» для отечественных грузовиков гарантию, заявленный ресурс 800 000 км и широкий выбор модификаций. «Русская автомобильная компания» рассчитывает начать производство шеститонной модели «Русака» до начала следующего года. За это время запланировано сделать 25 грузовиков.

Стоимость и гарантия

Шасси автомобиля «Русак-5354» предварительно оценено в 650 000 руб. А бортовая модификация обойдется заказчику в 720 000 руб. Для сравнения: заводская цена ЗИЛ-433360 с бензиновым двигателем (при наличии АБС) на начало июля составляла 528 000 руб. в варианте шасси и 563 000 руб. в варианте с бортовой платформой. Если же под капотом аналогичного зиловского грузовика установлен дизель ММЗ Д-245.9, то цена шасси (ЗИЛ-432932) увеличивается до 592 000 руб., а цена бортовой версии (ЗИЛ-432930) – до 638 000 руб. Одним словом, разница с «Русаком» при комплектации схожими двигателями – почти 70 тыс. руб. Но капотник ЗИЛа – устаревший и совсем не подходящий для города автомобиль. Поэтому правильнее сравнить «Русака» с более современным, аналогичным по компоновке среднетоннажным КамАЗ-4308. В варианте шасси этот автомобиль в июле предлагали по цене от 700 000 (машина 2006 года выпуска) до 850 000 руб.! Здесь уже «Русак» предстает в более выгодном свете. Правда, у него не импортные, а отечественные дизель и коробка передач.

Гарантийные обязательства на автомобиль составляют 2 года или 100 000 км. пробега. То есть по времени они превосходят в два, а по пробегу – в три раза гарантийные обязательства на такие оснащаемые российскими силовыми агрегатами среднетоннажники, как «Бычок» и «Валдай».

Юрий Гречаный,

Главный конструктор автомобиля «Русак», ГК «КОМ»

– У «Русака» есть немало конкурентных преимуществ. Из основных можно назвать привлекательные по меркам российских аналогов цену, гарантийные обязательства и стоимость сервиса, а также широкое применение новых наукоемких технических решений. Грузовик доступный, понятный и недорогой благодаря использованию отечественных автокомпонентов. Среди особенностей автомобиля – задняя пневматическая подвеска в базовой комплектации (что уникально для данного класса грузовиков), полностью подрессоренная кабина с непривычно низким полом, регулируемая в двух плоскостях рулевая колонка плюс гибкое производство, позволяющее выпускать шасси с полезной длиной рамы (занимаемой под монтаж кузовов и надстроек) от четырех до восьми метров.

Кроме того, для патриотически настроенных перевозчиков, а их немало, немаловажную роль сыграет и тот факт, что «Русак» – это не китайский, а российский автомобиль со всем понятным, привычным уху названием.

В сентябре заканчиваются сертификационные испытания длиннобазной модификации «Русак-5354» (колесная база 4400 мм) и короткобазной «Русак-535401» (колесная база 3050 мм). Их серийное производство будет организовано в городе Богородск Нижегородской области. Позже модельная гамма дополнится модификациями с двигателями различных производителей и автомобилем грузоподъемностью 12 тонн. Гарантийное сервисное обслуживание и ремонт наших грузовиков планируется осуществлять на базе уже существующих сервисных сетей, с руководством которых ведутся интенсивные переговоры. Некоторые уже завершились успешно. В частности, достигнута договоренность о сотрудничестве с сервисной сетью «ГАЗтехобслуживание», что немаловажно, ведь агрегатные базы «Русака» и ГАЗ-3309 во многом схожи.




Журнал "Коммерческие автомобили" №1, 2007

Архив: 2007; 2008; 2009; 2012; 2014;